Кекусинкай карате

История кекусинкай каратэ

Искусство единоборств имеет древние корни. Феодальные и родовые отношения сохранили традиции и философию Востока неизменными в течении пяти тысячелетий. Отдельные приемы единоборств известны были примерно 4,5 тыс. лет назад. В трактатах “О сущем» , “Желтый император” Хуанди (III в.до н. э.) подчеркнул единство воинского искусства и медицины.

II в. до н.э. врач Хуа-то разработал гимнастику “У цин-си” (игра зверей), на основе которой строились все воинские стили. В I в. до н. э. Квой-йе создал стиль ушу – “Прием длинной кисти” — это была первая школа единоборств. Начало современных школ восточных единоборств связано с именем Великого монаха, одного из основателей Чань (Дзен) – буддизма – Бодхидхармы. По преданию, в 520 г.н.э., проделав путь более 4000 км из Индии в Китай, он пришел в монастырь Шаолинь, где провел 9 лет, передавая монахам искусство Пранаямы – искусство дыхания, основные гимнастические упражнения йоги т.н. “18 рук архатов”. Слыл Бодхидхарма также искусным бойцом. Известно, что Александр Македонский знакомился с приемами единоборств тех стран, которые он завоевывал. Эту синтезированную технику он принес в Индию, которую завоевал последней. Все это унаследовал Бодхидхарма, что сделало его уникальным бойцом. Известно что по дороге в Шаолинь он совершил 6 подвигов: убил змею, тигра, буйвола и т.д.

По преданию, много времени Бодхидхарма проводил у Белой стены Священной пещеры в позе медитации, совершенствуя гармонию духа и тела. Существует легенда, что на стене отпечаталась, от долгого сидения, тень Бодхидхармы. Возникновение школ восточных единоборств, связывают с Шаолинем и именем Бодхидхармы (китайцы называли его Дамо). В Японию это искусство пришло из Китая. Воинские искусства Японии имеют не менее древнюю историю, чем в Китае. Известны такие виды как кумиучи, когу-соку, тегики, тендари, коси мавари, явара, субаку, ниндзюцу и другие.

Как ни странно, но родиной каратэ-до (путь пустой руки) является не Япония а остров Окинава (архипелаг Рюкю). Остров был независимым, но подвергался нападением китайских и японских пиратов, а иногда и регулярных войск, и в результате, вынужден был платить дань своим грозным соседям. Сначала влияние Китая было сильнее, тем более, что на Окинаве жила целая колония переселенцев – китайцев, которые и познакомили жителей острова со своими боевыми искусствами. Некоторые окинавцы ездили в Китайские монастыри, в том числе и в Шаолинь. Вернувшись, они положили начало развитию на Окинаве Шаолинь-су цю-ань-фа (Шаолиньский кулак), а позднее и других стилей. Такая тяга окинавцев к боевым искусствам объясняется тем , что на острове постоянно шли столкновения между правителями отдельных районов, а потому простым людям носить оружие запрещалось под страхом смерти.

Первый такой закон в 15-м веке ввел князь Се Хайси, который подчинил себе остров, а позднее и архипелаг Рюкю. Вместе с Се Хайси на Окинаву пришел буддизм – религия проповедующая миролюбие. Вследствие этого обороноспособность резко упала, и в 1609 году архипелаг без труда был захвачен войсками японского князя Симадзу из клана Сатсума. Окинавская армия была распущена, все оружие было конфисковано, в результате «Катана кари» -«охоты за мечами», объявленной японцами. Назревало восстание, и мастера рукопашного боя срочно стали обучать граждан своему умению. К тому времени искусство борьбы на Окинаве было хорошо развито и носило название «Окинава-те» — «Окинавская рука».

В XVI в. сложились 3 направления:
«Сюри тэ» — в основе положена школа Шаолиня.
«Наха тэ» — южно-китайские стили.
«Томари тэ»-комбинация первых двух.
Мастеров «Окинава тэ» было немного, а задача стояла трудная: за короткий срок подготовить максимальное количество бойцов. Поэтому из китайской техники были отобраны самые эффективные приемы, которые и стали базовой техникой «Окинава тэ», а о философии и самопознании речь не шла – не до того было. Тренировки проводились в основном ночью в горах и лесах, отчего «Окинава тэ» называли еще «Школой в зарослях». Некоторые мастера владели такой техникой, что одним ударом руки или ноги убивали одетого в доспехи самурая. Самураи в свою очередь владели искусством джиу-джитсу, которое было действенным в бою с обычным воином, но уступало ударной технике «Окинава тэ».

Грозным оружием в руках Окинавцев были обыкновенные сельскохозяйственные орудия: «кама» – серпы, «нунчаку»-ими вели обмолот риса , «саи» – ими взрыхляли почву, «бо» – шесты, «джо» – посохи. С разгромом восстаний ( на это у японцев ушло 100 лет) «Окинава те» не исчезло, а продолжало развиваться и совершенствоваться. В конце XIX в. Окинава официально признана провинцией Японии. В 1902 г. министерство образования Японии вводит «Окинава те» в школьную программу как универсальное средство физического и духовного воспитания. В то время один из известнейших мастеров, был школьный учитель Гитин Фунакоси (родилсяв 1869 г., в городе Сюри). По его инициативе группа мастеров ездила по Окинаве с показательными выступлениями, вследствие чего возникло много школ.

В 1917 г. Фунакоси был приглашен в Бутоку – Всеяпонский центр боевых искусств в г. Киото. В 1921 г. во время посещения г. Сюри наследником престола Хирохито, в школе Фунакоси состоялись показательные выступления, которые получили высокую оценку монарха.

В 1921 г. в Токио состоялся Всеяпонский фестиваль боевых искусств, на который был приглашен и г. Фунакоси. На фестивале присутствовали члены императорской семьи, военные и спортивные специалисты, в том числе и создатель дзю–до – профессор Дзигоро Кано, который предложил Фунакоси устроить выступления в центре дзю–до «Кодокан. Фунакоси получил предложение написать несколько работ по истории и методике своего искусства. Фунакоси основал многочисленные секции при университетах, компаниях и торговых центрах. Ему помогали многие мастера переселившиеся из Окинавы в Японию.

Так началось победное шествие по Японской империи «Окинава тэ» (японцы называли его «Тодэ»).В 1930 г. термин «Окинава тэ» заменен термином «Карате-дзюцу» («искусство китайской руки»). В 1936 г. на Окинаве встретились представители нескольких стилей каратэ-дзюцу. Этот термин по предложению Фунакоси был заменен на термин «Каратэ-до» – «Путь пустой руки».

Фунакоси подчеркнул, что каратэ-до не просто техника, а именно искусство, направленное, как и другие дзэнские искусства, на всестороннее совершенствование человека.
В том-же 1936 г. Фунакоси открыл свой центр под названием Сётокан (Сёто- литературный псевдоним Фунакоси), по названию созданного им стиля. К этому времени сложились на базе»Окинава-те» четыре основных стиля каратэ-до, признанных классическими:

I Стиль — Сетокан создан Гитином Фунакоси (1869-1957гг.), доработан его сыном Иоситакой Фунакоси. Отличается низкими стойками, мощными ударами рук.

II Стиль — Сито-рю создан в середине 30-х годов другом Фунакоси — Кенва Мабуни (1893-1953гг.) Сито по начальным иероглифам имен учителей Мабуни Итосу и Хигаонна. Стиль отличается жесткостью, мощью, резкостью и концентрацией движений.

III Стиль — Годзю-рю («сила и мягкость») создан учеником Хигаонна — Тедзюном Мияги (1888-1953гг.) Основные особенности: сила, жёсткость, тяжелые проломные удары, чередующиеся с мягкими плавными движениями.

IV Стиль — Вадо-рю («путь мира»). Создал Хиронори Оцука (1892-1982гг.), один из первых учеников Фунакоси. Отличается ловкостью, обманными финтами, уходами. В отличие от первых трех , является чисто японским стилем, влияние окинавской и китайской техники почти незаметно: Ряд приемов заимствованы из джиу-джитсу.

Сегодняшнее каратэ насчитывает несколько десятков стилей и направлений, но только одному из них удалось подняться до четырех названных и стать классическим, это стиль «Кёкусинкай», созданный Масутасой Оямой.